Терминологический словарь

АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – комплекс поведенческих актов, возникающих в конфликтной ситуации, включающих в себя нападение, угрозу, подчинение, бегство и др.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных. Биологическое значение А.п. заключается в обеспечении жизнедеятельности животных, в разграничении и расширении территорий, в установлении иерархических взаимоотношений, в половом отборе и защите потомства. В связи с этим различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, территориального поведения, межгрупповую агрессию, агрессию иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную или инструментальную агрессию, которую можно выработать на основе любой формы А.п. Ведущую роль в выраженности А.п. играет наследственность. Отбор на А.п. резко увеличивает вероятность повышенной агрессивности у потомков. Однако условия воспитания и содержания так же влияют на форму выраженности А.п. По другой классификации, различают истинное и мнимое А.п. Истинное А.п. возникает между хищником и жертвой. Проявление А.п. к животным своего вида относится к мнимой или ритуализированной агрессии. А.п. является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные ситуации, воздействия и раздражители, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.
4
АГРЕССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – форма агонистического и оборонительного поведения, имеющая выраженный агрессивный характер. Такое поведение, как правило, характеризуется открытой атакой в ответ на воздействие. В дрессировке, для формирования специальных навыков используют условную (инструментальную, оперантную) А.-о. р., имеющую в основе одну из форм агрессивного поведения.

АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – форма агонистического и оборонительного поведения, при котором животное активно (т.е. не замирает, что свойственно пассивно-оборонительной реакции), характеризующаяся выходом (бегством) животного из сферы действия раздражителя. В дрессировке под А-о.р. часто понимают агрессивное поведение. А-о.р., как правило, вызывается действием сверхсильных, новых или неожиданных раздражителей. Причиной ее может быть неподготовленность животного к поведению в данной ситуации и, отчасти, слабость нервной системы.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение какой-либо особи (донора) выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением своей приспособленности. Как правило, А.п. проявляется по отношению к родственным животным или животным знакомым донору, совместно живущим с ним. На основе А.п. строятся такие коллективные формы сотрудничества у стайных животных как выращивание и защита потомства, совместная охота, охрана территории и т.п. По мнению Л.В. Крушинского, А.п. в поведении стайных хищников играет более стабилизирующую роль, чем иерархическая агрессия. По его словам, “общее, что характеризует сообщество гиеновых собак и волков, – наличие у этих животных “сотрудничества” и “взаимопомощи”. Видимо, эта форма поведения – более характерная черта внутригрупповых отношений, чем агрессия, направленная на членов своего сообщества”. Не исключено, что А.п. лежит в основе совместной деятельности человека и собаки.

АФФЕКТ – кратковременная и сильная, положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся как психическими, так и двигательными проявлениями. Состояние А. Развивается в критических условиях при неспособности организма найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты (см. Доминанта) А. Тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации (бегство, агрессию и т.п.). Иногда А. Возникает в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит аккумуляция А., в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств.

БДИТЕЛЬНОСТЬ (настороженность) – своевременное восприятие срочных и неожиданных сигналов и адекватное на них реагирование необходимыми действиями.

БОЛЬ – психическое состояние, переживание, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм, создающих угрозу его существованию или целостности. В дрессировке Б. Часто используется как отрицательное (аверсивное) подкрепление при нежелательном поведении. Состояние Б. может приводить к разнообразным оборонительным реакциям, от пассивных до агрессивных, направленных на устранение раздражителей вызывающих Б. или на выход из сферы действия таких раздражителей. Б. и связанные с ней раздражители, обстановка, сопровождаются сильнейшими отрицательными эмоциями, (даже избавление от Б. не приносит радости), поэтому болевые воздействия нельзя рассматривать в качестве основного механизма дрессировки.

БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Б.о. характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами – учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т.д. От других ощущений Б.о. отличаются практически отсутствием адаптации. Считается, что наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б.о., при повреждении любых афферентных нервных волокон, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецепции. Б.о., вероятно, возникают в результате образующихся при контакте белков крови с измененными тканями специфических веществ (кининов). Кинины легко разрушаются специальными ферментами – кининазами, что приводит к уменьшению Б.о. Болевая рецепция также подвержена центральному контролю. Благодаря этим механизмам степень Б.о. может варьировать. Например, при агрессивном состоянии порог болевой чувствительности повышается.

БОЯЗНЬ – проявление страха, эмоциональное состояние, выражающееся на поведенческом уровне в стремлении выйти за пределы действия опасного раздражителя.

ВНИМАНИЕ – процесс и состояние настройки организма на восприятие приоритетной (важной) информации. Различают произвольное (мотивированное, направленное, волевое, осознанное) В. и непроизвольное – ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии неожиданных и незнакомых раздражителей. В. обеспечивает более эффективное восприятие информации. Ведущую роль в организации В. играет мотивационное состояние организма, т.к. приоритетность информации оценивается организмом с точки зрения наличной (доминирующей) мотивации.

ВОЗБУЖДЕНИЕ – 1) реакция возбудимой клетки (нервной, мышечной, секреторной) на действие раздражителя. В. нервной клетки проявляется в генерировании и распространении нервного импульса. Наряду с торможением В. составляет основу высшей нервной деятельности. С присущими ему характеристиками В. считается носителем информации о свойствах раздражителей. В., то есть прием и дальнейшая переработка информации возникает лишь при определенной (пороговой) силе раздражителя. Адекватного В. может и не наступить, если раздражитель будет подпороговой или сверхпороговой силы. Таким образом, порог В. имеет некую норму реакции, в пределах которой проявляется закон силы раздражителя: возбуждение тем сильнее, чем интенсивней воздействие. 2) Реакция живых организмов, состояние. На поведенческом уровне выражается в той или иной двигательной и психической активности собаки. Изменяется от слабо до сильно выраженной. У возбужденной собаки – повышенная, иногда хаотичная, двигательная и голосовая активность, (скуление, лай), быстрая, бурная реакция на раздражители, во время занятий – отвлечение на посторонние стимулы, отсутствие или слабая выдержка. Оптимальным для дрессировки считается средний уровень В.

ВОЗБУДИМОСТЬ – 1) способность клетки или ткани отвечать на раздражения специфической реакцией; 2) способность животного приходить в состояние возбуждения под воздействием раздражителей. Мерой В. служит минимальная критическая величина раздражителя, способного вызвать возбуждение. Однако ответная реакция определяется и порогом В., отражающими функциональное состояние ткани: на один и тот же раздражитель шотландская овчарка ответит бурной реакцией, а черный терьер может и не заметить воздействие. Таким образом, бывают легко и трудно возбудимые собаки. К первым относят, например, пинчеров, ко вторым – сенбернаров. Щенки, как правило, более возбудимы, чем взрослые собаки. Порог В. определяется наследственными факторами, биологической значимостью раздражителей, мотивацией, жизненным опытом, тренировкой, а также физиологическим состоянием животного. При работе с легковозбудимыми собаками лучше пользоваться раздражителями слабой и умеренной силы, увеличивая ее по мере тренированности.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ – психофизиологические особенности, определяемые возрастом. В.о. животного предопределяемы, прежде всего, историческим (филогенетическим) развитием вида, к которому оно принадлежит, складываются путем естественного отбора и отражают экологические и этологические характерные черты вида. В.о. обеспечивает оптимальное приспособление молодого животного на каждом этапе его развития (новорожденный, детский и т.д.) путем сложных механизмов активации спящих генов, регуляции взаимодействия между генами при непосредственном участии внешней среды. На основе психофизиологических различий выделяют следующие возрастные периоды индивидуальной жизни собаки: – первый период (с первого по 15-25-й день), характеризуется доминированием пищевого центра в организации поведения, причем условно-рефлекторные реакции образуются с первого дня жизни и по мере созревания анализаторных систем становятся все более разнообразными. К концу периода появляется пассивно-оборонительная реакция, отмечается нарастание внешнего торможения и становление условного защитного поведения; – второй период (с 25 по 42-45-й день) отличается усилением интенсивности внешнего торможения. В этот период появляется различие между щенками по типологическим особенностям нервной системы, получает дальнейшее развитие пассивно-оборонительная реакция, усиливается процесс обобщения (генерализации). К концу периода у некоторых щенков ослабляется внешнее торможение, появляется исследовательская деятельность, у других пассивно-оборонительная реакция сохраняется дольше. Характерным для второго периода является более быстрое образование положительных условных связей по сравнению с предыдущим. К концу периода появляется возможность дифференцировочного и условного торможения. Опыты показали, что тренировку этих тормозных процессов лучше начинать в возрасте одного-полутора месяцев; – третий период (с 1,5-2 до 3-6 месяцев) характеризуется снижением интенсивности у основной массы щенков внешнего торможения и пассивно-оборонительной реакции. В их поведении начинает преобладать исследовательская и игровая деятельность. Происходит очень быстрое образование условных реакций, однако долго вырабатывается дифференцировочное и условное торможение. У части щенков начинает преобладать пассивно-оборонительное поведение, со снижением исследовательской и игровой деятельности, внутреннее торможение развивается быстро. Различия в поведении щенков связаны со все более стабилизирующими типологическими особенностями нервной системы; – четвертый период отличается снижением возбудимости коры больших полушарий, уменьшением скорости образования положительных условных рефлексов, с последующим быстрым их угасанием, а также легким проявлением внутреннего торможения; условно-рефлекторная генерализация практически исчезает. У собак слабого типа четвертый период начинается с 6-9 месяцев жизни, у сильного типа – с 2,4,7-летнего возраста.

ВОСПИТАНИЕ – комплекс воздействий на щенка, обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания включает в себя правильное кормление молодой собаки как хищного животного, физический тренинг, гарантирующий необходимое развитие костяка и мускулатуры, и оказывающий значительное влияние на другие системы и органы собаки, климатический тренинг (закаливание) и организацию разнообразного воздействия раздражителей внешней среды на щенка, под влиянием которых происходит дозревание и совершенствование анализаторных и других систем центральной нервной системы. Психический компонент должен обеспечивать развитие собаки как социального животного, как члена стаи со своими правами и обязанностями, должен предоставить условия для нормального формирования свойств высшей нервной деятельности, с учетом критических периодов развития щенка. Конкретно это выражается в оптимальном режиме контактирования с посторонними собаками и людьми, формировании соответствующих иерархических взаимоотношений в семье-стае, тренировке и развитии свойств центральной нервной системы, путем освоения навыков послушания, развитие необходимых норм поведения. Для собак, которых предполагается использовать в том или ином роде профессиональной деятельности, воспитание должно быть направленным, с учетом развития необходимых свойств и навыков, а также моделировании ситуаций, возможных в будущем.

ВРАБАТЫВАНИЕ – процесс вхождения в текущую деятельность: требуя от собаки выполнения каких-либо навыков, следует иметь в виду, что собака не сразу входит в необходимый тем и ритм деятельности. В ходе В. происходит настройка всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение деятельности. Установлено, что в период В. актуализируется динамический стереотип, повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация нервных процессов.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность длительно выполнять какую-либо работу. В. зависит от функциональных резервов организма, степени тренированности, условий среды, в которых выполняется работа. В процессе тренировки В. может быть повышена.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ АФФЕРЕНТНАЯ – возникновение условной реакции на сигнальный и близкий к нему раздражители, т.е. животное, может отвечать одной и той же двигательной реакцией на сходные команды. По мере тренировки навыка, в результате которой подкрепляется ответ на нужный раздражитель, и тормозятся реакции на другие раздражители, происходит специализация условного ответа. Однако некоторые условные реакции могут быть изначально не генерализованы и лишь по мере своего повторения генерализуются, например, оборонительные.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ – явление, характерное для выработки инструментального рефлекса, проявляющееся в осуществлении нескольких различающихся двигательных реакций на действие одного и того же сигнала. По мере специализации условный стимул начинает запускать узкоспециализированную двигательную активность. С учетом Г.э. важное значение в дрессировке приобретает время подкрепления поведенческих актов.

ГРАДИЕНТ ЦЕЛИ – изменение выраженности мотивированного поведения в зависимости от приближения или отдаления момента удовлетворения доминирующей потребности, т.е. достижения цели. По мере приближения к цели и увеличения вероятности ее достижения Г.ц. возрастает, что сопровождается усилением мотивации и повышением активности животного. Увеличение градиента положительной цели (получение положительного подкрепления) сопровождается положительными эмоциями. При вероятном отрицательном подкреплении (цель – избежать его), двигательная активность и выраженность отрицательных эмоций, увеличиваются к моменту наиболее вероятного получения отрицательного подкрепления, затем резко снижается. Роль положительных эмоций при этом не ясна.

“ДАЙ!” – команда, предваряющая взятие предмета у собаки. Как правило, используется по окончании выполнения аппортировки, иногда при взятии у собаки подобранной вещи, пищи и других предметов, для прекращения игры с поводком и т.п. Отрабатывается путем обмена 1) предмета на лакомство, 2) на другой предмет. При невозможности взять предмет предложенными способами, что случается у собак с сильно выраженной мотивацией аппортировки, прибегают 3) к болевым воздействиям, захватывая левой рукой нижнюю челюсть собаки за предметом и, наложив брыли на зубы, надавливают на них, или 4) используют удушение. Навык отрабатывается с обязательным использованием поводка.

ДВИЖЕНИЕ (-Я) – в физиологии – перемещение всего организма или отдельных его частей. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, сформированное в процессе обучения, упражнения и тренировки. При обучении у животного создается модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения. В процессе упражнения на основе предварительного образа движения устанавливается ведущий уровень координационной структуры: определяется и уточняется двигательный состав действий и необходимых коррекций. По мере упражнения растет автоматизация Д.н. Во время тренировки наступает стабилизация Д.н., вырабатывается его устойчивость к внешним и внутренним свивающим факторам.

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ (ДЕЗАВТОМАТИЗАЦИЯ) НАВЫКА – утрата автоматизированности навыка (временная или постоянная). Причинами Д.н. могут быть: чрезмерное сбивающее влияние внешних раздражителей; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка: физиологическое состояние организма.

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – одна из форм общения животных, при которой взаимно или односторонне демонстрируются определенные внешние признаки. Д.п.ж. встречаются чаще всего при запугивании и ухаживании, и служит средством информирования о внутреннем состоянии животного.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система привычных условно-рефлекторных реакций, поведенческих актов, сложившихся в ответ на стереотипную последовательность раздражителей. Если несколько условных рефлексов, навыков, выработанных на разные стимулы, многократно повторять в определенной последовательности, то первый раздражитель такой последовательности приобретает свойство вызывать всю цепь реакций. При этом выполнение каждого последующего поведенческого акта приобретает свойства подкрепления предыдущего, а окончание предыдущего рефлекса служит условным сигналом для начала последующего. Явление Д.с. целесообразно с точки зрения подготовки к выполнению и облегчения выполнения наиболее вероятных поведенческих реакций. Д.с. устанавливается очень медленно и с большим трудом перестраивается (переделывается). Выработка Д.с. полезна в тех случаях, когда рабочее поведение собаки требует стандартного воспроизведения при различных условиях или в случае цирковой дрессировки. При стандартном стимульном управлении собакой во время дрессировки Д.с. может образовываться бессознательно и неожиданно для дрессировщика и оказаться неблагоприятным, затрудняя воспроизведение отдельных навыков курса при изменении стереотипной последовательности раздражителей.

ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – по В.Д. Небылицыну, самостоятельное и ведущее свойство НС (нервной системы), отражающее способность к научению в широком смысле этого слова. Основными характеристиками Д.н.с. являются легкость и быстрота образования структурами мозга нервного процесса в ходе формирования возбудительных или тормозных условных рефлексов. Животное, склонное к быстрому образованию положительных связей, будет динамичным по отношению к возбуждению, а животное, быстро образующее тормозные рефлексы, будет динамичным по отношению к торможению. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяет уравновешенность НС по динамичности.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА – различение раздражителей (сигналов, стимулов, команд). Собаки способны к довольно высокой степени Д., например, они могут отмечать различия в 1/8 тона звуковых раздражителей, соотношение полуосей эллипса 8:9 для зрительных раздражителей и различать по запаху однояйцевых близнецов. Способность к Д. тренируется. Посторонние раздражители, вызывающие возбуждение собаки, могут нарушить выработанную Д.

ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ – вид внутреннего торможения, развивающегося в ЦНС при действии постоянно подкрепляемого и неподкрепляемого сходных раздражителей. Д.т. лежит в основе специализации условного рефлекса и дифференциации биологически важных раздражителей. Д.т. развивается как торможение ответной реакции на сходные с условным стимулом раздражители. Для выработки Д.т. необходимо применение-противопоставление подкрепляемого раздражителя с неподкрепляемым. Подкрепление только одного условного раздражителя, без предъявления дифференцировочного, не отменяет состояние генерализации и не обеспечивает дифференцировки. Для становления выработки Д.т. необходим определенный период времени, длительность которого определяется, с одной стороны динамичностью НС, с другой, степенью сходства раздражителей.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – один из видов памяти, отличительными особенностями которого являются практически неограниченное время хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д.п. – повторение.

ДОМИНАНТА – 1) временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая направленную работу нервных центров и придающая поведению определенную цель; 2) гипертрофированная потребность, обеспечивающая ярко выраженное, устойчивое мотивированное поведение; 3) форма научения, то есть образования условно-рефлекторных связей, характеризующаяся быстрым образованием и упрочнением условного рефлекса без стадии генерализации. Состояние Д. на поведенческом уровне выражается в наличии одной формы поведения, направленной на удовлетворение гипертрофированной, господствующей потребности, торможении других форм деятельности и невосприимчивости к сигналам, относящимся к этим формам (например, половое поведение кобелей, следующих за течной сукой). Физиологическая значимость Д. заключается в отмене побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей. Д. может быть создана на основе практически любой потребности (пищевой, питьевой, болевой, социальной и др.), например, путем соответствующей достаточно длительной депривации. Метод дрессировки, основанный на Д., заключается в создании доминантного состояния и предоставлении животному задачи, решая которую оно прекращает данное состояние путем удовлетворения потребности. Особенно легко создать состояние Д. у молодых животных. Несмотря на том, что условные рефлексы на основе Д. образуются после одного-двух сочетаний условного раздражителя и удовлетворения потребности, такая форма научения не является более совершенной, так как вызвана экстремальной ситуацией гипертрофированной потребности. Поэтому в процессе формирования поведения следует осторожно пользоваться методом Д.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ (доминантное животное, доминант) – понятие, характеризующее ранг животного в иерархической системе взаимоотношений стайных животных. По отношению к субдоминантному животному Д.ж. имеет преимущества в доступе к пище, воде, комфортному месту отдыха, половому партнеру и т.д., а также обладает правом регламентировать и отчасти формировать поведение субдоминанта. Подражание действию (имитационное научение) легче осуществляется тогда, когда действие демонстрирует Д.ж. Наиболее высоким рангом доминирования в стае обладает лидирующее животное (лидер). Отношение доминирования и субдоминирования определяется чаще в результате конфликта (иерархическая агрессия), который может выражаться как в форме демонстративного, так и физического агрессивного действия. Успех дрессировки во многом определяется рангом дрессировщика по отношению к дрессируемому животному.

ДРАКА – составная часть агрессивного поведения, заключающаяся в борьбе и нанесении повреждений партнеру, как правило, своего вида, с целью снижения поведенческой и конкурентной активности последнего или его ухода. Причинами Д. могут быть установление иерархических взаимоотношений, конкуренция за продукты необходимые для поддержания жизнедеятельности, самозащита, охрана территории, половая конкуренция, состояние фрустрации (разочарования из-за неудовлетворенной потребности) и др. Д. Завершается прекращением сопротивления, принятием позы подчинения, прекращением конкурентных претензий, отходом или бегством партнера-соперника. У собак Д. характерны для кобелей, но встречаются и среди сук, причем у последних бывают порой более жестоки. Близость партнера своей стаи (владельца, другой совместно живущей или знакомой собаки) способствует более легкому возникновению Д. при развитии агрессивного поведения. Возможность Д. для потенциального победителя может служить подкреплением инструментальному поведению. Легче возникают драки между незнакомыми собаками, если одна из них или обе на поводке, между собаками различной весовой категории. На драчливость собак оказывает влияние порода и социальные условия раннего периода жизни. Агрессивное взаимодействие с владельцем или посторонним человеком, можно рассматривать как одну из форм Д.

ДРЕССИРОВКА – род деятельности человека, заключающийся в формировании и поддержании целесообразного, с точки зрения применения животных, поведения. Как и любая другая деятельность, Д. имеет свою теоретическую часть (теоретические основания дрессировки), предметом которой является поведение и научение животных. Теория дрессировки основывается на данных таких наук, как зоопсихология, этология, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, генетика и эволюция поведения. Теория Д. реализуется через методы Д.: на основе образования классических условных рефлексов, инструментальных условных рефлексов, привыкания, перцептивного научения и др. Предметом практической части Д. является техника Д.: способы и приемы формирования необходимых поведенческих актов (навыков). Д. собак принято делить на общую, спортивную и прикладную. Общая Д., включая в себя воспитательную Д., имеет целью отработку навыков необходимых в общежитии и составляющих основу последующих видов Д. Задачами спортивной Д., включающей в себя несколько специальных курсов (защитно-караульный, караульный, розыскной и т.д.) и проводимой общественными организациями, является оценка ВНД собак, развитие их задатков и подготовка к возможному применению в практических условиях. Спортивная Д. регламентируется правилами различных испытаний и соревнований. Практическая Д. осуществляется в условиях разнообразных отраслей хозяйственной деятельности и проводится с учетом конкретных особенностей и требований (цирковая Д., Д. охотничьих собак, Д. собак органов МВД и др.).

ДРЕССИРОВЩИК – человек, занимающийся дрессировкой. В зависимости от условий осуществления дрессировки, определение конкретизируется: Д.-любитель (как правило, владелец собаки); Д.-проводник (человек, профессионально осуществляющий какую-либо деятельность с помощью собаки), обычно занимающийся подготовкой своих собак под руководством Д.-инструктора – человека, владеющего необходимым объемом теоретических и практических знаний дрессировки с учетом породных и типологических особенностей собак, а также конкретных требований различных видов дрессировки.

ЗАПОМИНАНИЕ – процесс усвоения какой-либо информации или действия, обеспечивающий возможность их воспроизведения. Различают непроизвольное З., характеризующее латентное научение, и произвольное З., являющееся специальным действием. З. обеспечивает процесс научения. Скорость и эффективность З. определяются выраженностью соответствующей мотивации, возрастом, индивидуальными особенностями и характером задачи. З. происходит легче, если информация необходима для решения жизненно важной задачи, или адресована большому количеству анализаторов. Особое значение для З. играет повторение.

ЗЛОБА (агрессивность) – способность реагировать злобно (агрессивно) на соответствующий раздражитель, в провоцирующей ситуации смело атаковать, бороться с нанесением покусов.

ЗЛОБНОСТЬ – склонность к агрессивному поведению. Злобная собака легко приходит в состояние агрессии, часто сопровождаемое лаем, стремлением к нападению, борьбе с нанесением покусов. Подобное состояние агрессии сохраняется довольно долго и легко переносится на другой объект (переадресуется). Как и злоба, так и З. определяется, прежде всего, наследственностью, но широко варьирует в пределах породы, особенно при недостаточной селекции по этим признакам, а также зависят от условий воспитания, преимущественно в ранний период жизни. Однако воспитание и дрессировка оказывают влияние на З. только в пределах заданной генетически нормы реакции.

ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – 1) форма поведения, адресованная партнеру или предмету, имитирующая какое-либо целенаправленное действие (нападение, преследование, борьбу, садку и т.д.); 2) форма сенсорно-двигательной активности молодых животных, с биологически нейтральными предметами или партнерами. И.п.ж. выполняет важную роль в функциональном созревании многих систем организма, коррекции инстинктивных действий, подготовке к выполнению поведенческих актов, необходимость в которых появляется позднее и тренировке двигательных реакций. Потребность в И.п. особенно выражена у молодых животных, а само И.п., сопровождаясь положительными эмоциями, может служить очень сильным подкреплением в формировании поведения. Знакомство с навыками, которые будут отрабатываться в более позднем возрасте, и их тренировка в форме игры, значительно облегчат предстоящий дрессировочный процесс.

ИЕРАРХИЯ (иерархическая структура) – система взаимодействий социальных животных, характеризующаяся доминантно-субдоминантными отношениями между партнерами. Может быть линейной, когда последующее животное подчиняется всем предыдущим животным группы; диффузной, отличающейся взаимоотношениями, не укладывающимися в иерархическую лестницу, и многими переходными формами. И. не исключает проявление взаимопомощи и кооперация, способствует сплочению и стабилизации группировок, определяет функциональные роли животных. Хотя становление И. связано с агрессивным поведением, но сформированные иерархические взаимоотношения резко снижают количество драк в группе, ограничивая конфликтное поведение демонстративной агрессией. Иерархические взаимодействия различной степени выраженности, в которые включается и собака, присущи также семье человека. Ранг собаки при этом определяется многими причинами и оказывает влияние на взаимоотношения и взаимодействия человека с членами семьи.

ИЗБЕГАНИЕ – форма оборонительной реакции активного типа, направленная на ослабление или прекращение контакта с опасным (отрицательным) раздражителем.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (условный рефлекс второго типа, оперантный рефлекс) – вид ассоциативной формы научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И.у.р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением является достижение биологически полезного результата. Если при классическом условном рефлексе подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, то в случае И.у. р. вероятность подкрепления определяется, прежде всего, активностью животного. Подкрепление усиливает выраженность или увеличивает вероятность реакции в будущем.

КЛАССИЧЕСКИЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – рефлекс, образующийся при сближении во времени индифферентного раздражителя с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате повторных сочетаний индифферентный раздражитель начинает вызывать к действию безусловный рефлекс, приобретая свойства безусловного раздражителя. В отличие от инструментального условного рефлекса, выработка К.у.р. происходит независимо от активности животного. Для отработки К.у.р. необходимо: совпадение во времени двух раздражителей – условного и безусловного; чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным и не вызывать значительной реакции; нормальное состояние нервной системы; отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояний. При несоблюдении этих правил К.у.р. образуется с трудом или не образуется совсем.

КЛЮЧЕВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ (релизеры) – объекты, явления живой и неживой природы вызывающие специфические реакции животных. Считается, что отношение К.р. к вызываемой реакции строго предопределено как отношение “ключа к замку”, а реакция осуществляется благодаря “врожденному разрешающему механизму”. К.р. выполняемые животными (позы, телодвижения, звуки и т.д.), играют важную роль в их социальной жизни. Например, поза подчинения или телодвижения щенков собаки и волка, вызывающие отрыжку пищи родителями.

КОМАНДА – сигнал, жестко связанный с выполнением какого-либо навыка; краткая информация о необходимости выполнения какого-либо действия. В качестве синонимов часто используют понятия: условный, пусковой, санкционирующий раздражитель (сигнал, стимул), главным отличием, от которых понятие “К” является обязательность выполнения определяемого К. действия. К. могут быть адресованы как к одному, так и нескольким анализаторам. В общепринятой дрессировке чаще используются голосовые К. и К.-жесты. В начале отработки навыка К. должна подаваться выразительно и четко, облегчая процессы узнавания, запоминания и специализации реакции, а затем, по мере научения, может быть редуцирована до удобной в работе формы, но должна сохранять однообразие, обеспечивая быстрое узнавание. Скорость выполнения навыка до некоторой степени зависит от силы команды как раздражителя, но в основном определяется биологической значимостью подкрепления. Различают стандартные К., выполнение которых регламентировано какими-либо правилами, и произвольные К., исполнение которых специально не оговорено.

КОНТАКТ ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ – уровень эмоционально окрашенных взаимоотношений человека с собакой, складывающийся во время воспитательного или дрессировочного общения. Контакт строится на основе закономерностей группового поведения животных и процесса вторичной социализации и, скорее всего, определяет иерархические отношения собаки к дрессировщику. Для осуществления эффективной дрессировки и совместной деятельности необходим определенный уровень К.д. с с., заключающийся в том, что дрессировщик вызывает эмоционально-положительное отношение со стороны собаки и признается ею как доминант, лидер или вожак.

КООПЕРАЦИЯ – форма взаимодействия, характеризующаяся совместной деятельностью, направленной на достижение общей для участников цели. Например, взаимодействие представителей разных видов, имеющих взаимную выгоду (симбиоз), или взаимопомощь среди представителей своего вида (альтруизм). К. отмечается при совместной охоте, выращивании потомства, оборонительном и территориальном поведении стаи, и предпол